A Photo Exhibition by Nina Alovert
Exibit opening:
THURSDAY, NOVEMBER 7th, 6:00 p.m. – 8:00 p.m.
Harriman Atrium, the
Harriman Institute,
12th floor, 420 West 118th Street
Wednesday, November 6,
2013 to Friday, December 20, 2013
«Как зритель я прихожу в театр смотреть балетный спектакль, хореографию,
исполнителей, офомление. Как
фотографа меня интересуют, главным образом, исполнители
- балетные артисты.
Я стараюсь снять танцовщика в тот момент, когда в
своём танце он
наиболее эмоционален и выразителен. Я часто снимаю позу: поза – тоже часть
танца. В позе на фотографии можно
лучше увидеть, понять и почувствовать индивидуальность
танцовщика».
Нина Аловерт
Фотограф и балетный критик Нина Аловерт
родилась в Ленинграде в Советском Союзе.
Мать Нины Елена Александровна Тудоровская,
известный фолклорист и отец Николай Николаевич Аловерт, химик, в начале 20 годов были арестованы за участие в
студенческих волнениях.
Мать Нины в 1935 году была освобождена и
венрулась в Ленинград. Отец, эсер, в 1937 году был расстрелен.
Елене Тудоровской и ее маленькой дочери
удалось выжить только благодаря Нининому деду Александру Иларионовичу Тудоровскому, выдающемуся ученому-оптику,
члену-корреспонденту Академии наук.
Впервые Нина увидела балет в 1947 году в
Кировском театре, куда ее отвела ее мама. Это была «Спящая красавица»со
«звездным» составом: Галина Уланова, Наталья Дудинская, Константин Сергеев, Татьяна Вечеслова, Алла Шелест
С этого вечера Нина Аловерт навсегда полюбила
балет и никогда не пропускала спектакли с любимыми артистами, ездила на
примьеры Большого театра в Москву.
Нине хотелось стать драматической актрисой,
но мама убедила ее поступить в
Ленинградский Государственный Университет на кафедру истории. Позже, после
окончания учебы, она работала на кафедре медиевистики в ЛГУ
под руководством выдающегося ученого М. А. Гуковского, недавно вернувшегося из ссылки.
Но интерес к театру и к балету не пропадал.
Желая иметь у себя фотографии любимых танцовщиков, Аловерт начала снимать балет
из зала. И была едва ли не первым фотографом в Ленинграде, которая снимала балетных артистов
во время спектакля, а не в павильоне.
В 1956 году
Нина написала свою первую пьесу «НА ВОСТОК ОТ СОЛНЦА НА ЗАПАД ОТ ЛУНЫ» и предложила ее художественному руководителю Театра Комедии Николаю Павловичу Акимову, выдающемуся театральниму режиссеру и художнику, возглавлявшему Ленинградский Театр Комедии.
И с Акимовым, как и с Гуковским, Нина не
только работала, но и дружила много лет.
Так на ее долю выпала редкая удача общаться
с интереснейшими людьми ее времени –
представителями старой русской культуры.
В 1966 году Нина Аловерт начала работать в Театре Комедии на
должности Заведующей Музеем театра, Акимов специально для нее добился этой ставки. Акимов еще и раньше поощрял
желание Нины фотографировать во время действия спектакли Театра Комедии. Поступив на
работу, она снимала их уже для экспозиции
Музея и програмок. Постановка Льва Лемке «Сказки
Оле-Лукойе» в ее исценеровке не сходил со сцены театра не одно десятилетие.
Позже Аловерт снимала спектакли
и других драматических театров, где она работала в последующие годы: Театра им. В.Ф. Комииссаржевской и театра им. Ленсовета, а
также Большого драматического театра им. А.М.Горького.
Прелестная, легкая, остроумная, доброжелательная,
интеллигентная, Нина стала любимицей в актерской среде.
Но главной любовью фотографа оставался балет. Аловерт снимала
первые выступления будущих звезд: Аллы Осипенко, Натальи Макаровой, Никиты
Долгушина, Юрия Соловьева.
В 1968 году в выпускном спектакле Хореогафического
училища имени Вагановой Аловерт впервые
увидела Михаила Барышникова в дуэте из «Дон Кихота» . Фотографии юного
танцовщика у Нины сохранились. Через некоторое время Нина познакомилась с
Барышниковым: он оказался ее соседом, они подружились.
Фотографии Аловерт печатались в газетах,
журналах, книгах о балете, выпускаемых издательством «Искусство».
После того, как Михаил Барышников остался на
Западе, у Нины Аловерт начались неприятности с КГБ. И в 1977 году Нина со своей матерью, и двумя детей, Машей и Игорем, покинула
Советский Союз.
С самого начала жизни в Нью-Йорке, несмотря на то, что в первое время ей помогал освоиться в новой жизни
Михаил Барышников, Нина испытывала все
трудности первых лет иммигрантской жизни. Но Аоверт решила и в Америке заниматься
любимым делом и предпочла
беспокойное существование «свободного художника» освоению стабильной, но не
любимой профессии.
Почти с самого начала новой жизни Нина начала печататься в русской газете «Новое
русское слово», куда, как и позднее – в американский Dance Magazine, она пришла «с
улицы» показать свои фотографии. Довольно скоро,
освоившись в балетном мире Нью-Йорка, Нина стала балетным критиком и фотографом,
постоянно публиковавшимся в журналах Dance Magazine, Point, Ballet Review .
Нина Аловерт
снимала спектакли Американского балетного театра, театра Марты Грэм, Альвина
Эйли, гастроли француской труппы Ролана Пети, Мориса Бежара, выступления современных
танцевальных трупп, в том числе Марка
Мориса, Гарлемского балета, «Трокадеро», “Complexions” программы «Короли танца», “Youth American Prix” и другие.
В 1979 году
Нина Аловерт начала сотрудничатать - как журналист и фотографом с газетой «Новый
Американец», главным редактором которой стал Сергей Довлатов, и оставила для газеты и для себя фотолетопись жизни эмиграции Третьей волны. Когда не стало Советского Союза, Нину стали активно приглашать сотрудничать
российские издательства.. И теперь редкое издание произведений
Сергея Довлатова обходится без фотографий Нины Аловерт.
С конца 90х годов прошлого века Нина –
постоянный сотрудник нью-йоркской газеты «Русский Базар».
В 1984 году в издательстве Holt, Rinehart and Winston, вышла первая книга Аловерт Baryshnikov in Russia, и была переведенная на многие языки. Решающую роль в
подготовке этой книги сыграла Пармения Мигель-Экстром, известная основательница
Дягилевского Фонда и издательница нескольких книг по балету. Пармения во многом
помогла Нине освоиться в американской жизни.
В 1985 году
состоялась и первая
персональная выставка балетных фотографий Нины Аловерт в галерее «Gotham Book Mart|Gotham Book Mart Gallery», на которой были представлены ее «русские»
работы и фотографии балета, сделанные уже в Новом Свете.
Благодаря балетным публикация, у Нины появились друзья в американской среде
любителeй балета. Так миценат Вирджиния (Джинджер) Минджес стала ее
близким другом и спонсором выставок в Америке и
России.
После «перестройки» Нина снова начала
снимать русский балет в
России и на гастролях в других странах. Среди тех, кого Нина фотографировала в
последние годы: Наталья Макарова, Юлия Махалина, Диана
Вишнева, а также Вера Арбузова,
Елена Кузьмина, Игорь Марков, Альберт Галичанин танцовщики театра Бориса Эйфмана , Ирина Колесникова
из «Балетного театра Константина Тачкина», американские премьеры - Джулия Кент, Ирина Дворовенко,
Палома Херрера, Марсело Гомес, Дэвид Холберг, Максим Белоцерковский и другие.
Балетная фотография – совершенно особый вид
фотографического искусства. «Остановись
мгновенье...», «...балет есть замок красоты» эти прекрасные поэтические
определения стали клише. Но от этого не уйдешь: эти два элемента всегда присутствуют
в балетной фотографии.
По словам Нины, побудительным мотивом съемки для
нее всегда является любовь к таланту, неординарности танцовщика. Она стремится передать в своих снимках артистическую выразительность и
профессиональное совершенство танцовщиков.
Как фотограф, она, кажется, растворяется в
предмете своей любви... но Барышникова, летящего в воздухе, Вишневу и Гомеса,
как бы застывших на мгновенье в скорбном объятии, мы видим ее глазами. Впитав,
как и многие родившиеся в Петербурге (пусть – Ленинграде), строгую гармонию этого
города, она и в снимках стремится к тщательно выверенным композициям,
передающим красоту и совершенство каждого танцовщика. Нина ищет красоту не
только в классическом танце, не только в изысканной позе Лебедя – Ульяны
Лопаткиной, на выставке представлено много фотографий танцовщиков танца-модерн,
среди них – пластически-совершенный Десмонд
Ричардсон, Кэтрин Дакин в финальной позе «Реквиема», Валерий Михайловский из
«Балета мужского танца», исполняющй «Умирающего лебедя» и
другие.
Фотограф стремится уловить и зафиксировать внутенний мир артиста не только на сцене, но и в минуты отдыха, как, например, на фотографии Александра Минца, отдыхающего в антракте во время спектакля в гримуборной. Нина мастер зафиксированных полетов балетных артистов – в этом жанре у нее есть несколько шедевров, которые будут показаны на выставке: фотографии Владимира Малахова, Николая Цискаридзе, Дэвида Холберга, Светланы Захаровой, как будто парящих в воздухе. Прима балерины Нина Ананиашвили, Юлия Махалина, Диана Вишнева, Ирина Колесникова кажутся неземными, водушными созданиями. Их руки так выразительны, так прекрасны в движении и в покое... В наше тревожное время танцовщики на фотографиях Аловерт кажутся пришельцами из других, более поэтических миров.
Фотограф стремится уловить и зафиксировать внутенний мир артиста не только на сцене, но и в минуты отдыха, как, например, на фотографии Александра Минца, отдыхающего в антракте во время спектакля в гримуборной. Нина мастер зафиксированных полетов балетных артистов – в этом жанре у нее есть несколько шедевров, которые будут показаны на выставке: фотографии Владимира Малахова, Николая Цискаридзе, Дэвида Холберга, Светланы Захаровой, как будто парящих в воздухе. Прима балерины Нина Ананиашвили, Юлия Махалина, Диана Вишнева, Ирина Колесникова кажутся неземными, водушными созданиями. Их руки так выразительны, так прекрасны в движении и в покое... В наше тревожное время танцовщики на фотографиях Аловерт кажутся пришельцами из других, более поэтических миров.
Выставка в Институте Гарримана (Колумбийский университет), на которой
Ниной Аловерт представлены фотографии
русского и американского балета (от середины 50х до 2012 года), как бы подводит итог ее многолетней
творческой деятельности и является ее вкладом в дело мировой) культуры
Персональные выставки
1985 — Галерея «Gotham Book Mart|Gotham Book Mart Gallery»;
1994— Дворец Белосельских – Белозерских, Санкт
Петербург,
ЛенЭКСПО, Санкт-Петербург;
1996, 1998, — Галерея Линкольн Центра, Нью-Йорк;
1999 — NY City Center;
2003 — «Русский самовар»,
Нью-Йорк;
2003 — Дворец Белосельских – Белозерских, Санкт
Петербург,
ЛенЭКСПО, Санкт-Петербург;
2003 — "Luke & A Gallery" - «In
Honor of Nina Alovert». Лондон, (Великобритания)
2004 — «National Arts Club», Нью-Йорк
2011 – редакция журнала
«Звезда», Санкт-Петербург
Книги
«Baryshnikov in Russia» N.Y., Holt, Rinehart and
Winston, 1984; 211стр. 10 000 экземпляров. ISBN 0-03-0625589-0
«Мариинский театр: Вчера,
сегодня, 21-й век…». . Альбом. СПб., Санкт-Петербургский гуманитарный
университет, 1997;
«Владимир Малахов». М.,
Алеаторика, 2003. 212 стр.5 тысяч экземпляров, ISBN 5-99000-1-6
"Петербургские
зеркала. Балет в объективе художника Нины Аловерт", журнала
"Балет" 2003, ISBN:
5-901818-04-0;
Аловерт Н. Михаил Барышников. Я выбрал свою
судьбу. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. — 344 с. — (Звезды балета). — 5000 экз. — ISBN 5-462-00431-1;
«Юлия Махалина». М.,
БуржуАзия МЕДИЯ, 2009; 79 стр.ISBN
976-5-98712-026-2
Аловерт Н. Николай Цискаридзе: «Полёта вольное
упорство...». — М.: Театралис, 2010. — 528 с. — ISBN 978-5-902492-17-7.
Аловерт Н. «Борис Эйфман. Вчера, сегодня...» СТПБ,
сборник статей. 1000 экземпляров. 2012. –
142 стр. - ISNB 978-5-903368-70-9
Фотографии
Аловерт опубликованы во многих книгах, выходящих в разных странах. Среди них:
«A Dance Autobiography by Natalia Makarova». N.Y., Knopf, 1979; ISBN
0-394-50141-1
« A Century of Russian Ballet 2000». N.Y., Knopf, 1984;
Журнал «Точка зрения» (также и статьи),НЙ. 1984
«Great Ballet Stars in historic photographs».Edited by Parmenia
Migel. Dover, 1985; 138 page ISNB 0-486-24865-8 N.Y.,
«Неизвестный Барышников». Авторы проекта
Валерий Головицер, Александр Шейн. М., Магистериум, 1998;
«Baryshnikov in Black and White». N.Y., Bloomsbury, 2002; 320 str. ISBN 1-58234-186-9
«А.Деген, И.Ступников: Петербургский балет
1903—2003». СПб. Балетные сезоны,2003; ISBN 5-85080-028-3
«О.М.Виноградов: Исповедь
балетмейстера».М.«АСТ-ПРЕСС КНИГА» 335 стр. ISBN
978-5-462-00711-8
«Георгий Алексидзе: Балет в меняющемся мире».
СПб. Композитор, 2008. – 165 стр. - ISBN 5-86983-023-0
«Алла Осипенко» (также автор одной из
статей). СПБ. Терпсихора, 2007 год. ISBN
975-5-902078-35-7
«Танец. Спектакль. Жизнь». О жизни и
творчестве Никиты Долгушина». (также автор одной из статей). СПб., Аксум, 2008 I
"Незабываемая Наталия Бессмертнова"
книга-альбом/ (также автор одной из статей). Редактор-составитель А. Г.
Колесников. М.: издательство Театралис, 2008. — 320 с. Ил. — ISBN 978-5-902492-10-8
“A DANCE” ,составитель и автор текстов Александр
Барабанов. Лондон. 2009. Jonathan
Cape, Random House. ISBN 9780224085113
«Игорь
Чернышев – танцовщик и хореограф» (также автор одной из статей).
Автор-составитель Роман Володченков. М. «Буки Веди». 2012. – 422 стр. - ISBN
978-5906-069-51-1
«Речь без повода или колонки редактора»,
«Иностранка», «Чемодан», «Филиал», «Представление» и др., С. Довлатов: Изд-во
"Азбука", СПб, 1998-2010 - фотоиллюстрации
Награды
1986. Премия «Эмми» за
участие в съёмках фильма "Вольф Трап представляет Кировский балет:
«Лебединое озеро». PBS, Washington (фотограф фильма)
2003. Диплом «За участие в
сближении двух великих культур», международный фестиваль «Benois de la Danse»,
Москва
2003. Диплом и медаль за
участие в Международной выставке ЛенЭКСПО.
Image:
Vera Arbusova in ‘Red Giselle’, choreography by Boris Eifman.Photo by Nina
Alovert.
Фотографии Аловерт
находятся в Театральной библиотеке Нью-Йорка, в театральном музее и Библиотеке
Санкт-Петербурга, а также во многих
частных коллекциях, в том числе – Вирджинии Минджес, а также Хаварда
Гилмана, которая была после его смерти передана в Музей Метрополитен.
No comments:
Post a Comment