Наташа Шарымова
ГУЛ ЗАТИХ. Я ВЫШЕЛ НА ПОДМОСТКИ.
14 июня в Нью-Йорке открывается Первый Нью-Йорский Международный Театральный
Фестиваль «Русская сцена», посвященный 150-летию со дня рождения К.С.
Станиславского.
Организаторов фестиваля трое: Игорь Бабошкин - генеральный директор,
Михаил Галкин, главный продюсер, Ирина Волкович - арт-директор. Все они люди
чрезвычайно занятые, поэтому я вступила с ними в оживленную переписку по
поводу предстоящих событий, и теперь предлагаю вам результат нашего
эпистолярного общения.
- Этой весной и в начале лета на Нью-Йорк обрушилось
несколько крупномасштабных русских мероприятий: участие в книжной ярмарке,
кинофестиваль в БАМе и ваш театральный фестиваль «Русская сцена», не говоря уж о выставках в МORa
и в Elena Ab Gallery Tribeca, инициативе «Сreative Diaspora». Часть этого
потока поддерживают российские власти, часть – деятельность частных лиц.
Часть – «made in Russia», часть – from USA. Как вы считаете, чем вызвано
подобное оживление?
Игорь Бабошкин: Я думаю, что секрета здесь никакого нет. За
последнюю сотню лет прошло несколько волн эмиграции в США, которые принесли с собой самые разные культурные слои населения. Кроме того, в последние годы, в том
числе благодаря средствам связи - и Интернету, и телевидению появилась возможность общения и более быстрого
двустороннего обмена информацией.
Если раньше о культурных событиях можно было узнать только
из газет, а найти партнеров для создания театрального представления только из
круга друзей, то сегодня возможности интернета позволяют мгновенно узнавать о
событиях, видеть все это в разных частях
планеты и собирать труппу, не выходя из дома. То на что раньше требовались месяцы переписок
теперь решается почти мгновенно.
Игорь Бабошкин: - Я представляю Координационный совет
соотечественников Америки. В прошлом году на Форуме в Майями был переизбран
председателем на очередной срок. Координационный
совет соотечественников в США (КСС) был сформирован на Первом Форуме
соотечественников в Вашингтоне в 2006 году. Это неформальное объединение
общественных организаций США.
Основными задачами Совета являются налаживание устойчивых
взаимоотношений между объединениями русской диаспоры в США, разработка и
поддержка инициатив соотечественников в сферах культуры, образования,
социальных проектов, обеспечение их общения и взаимодействия. Координационный совет соотечественников готов к сотрудничеству со всеми заинтересованными
лицами и организациями желающими участвовать в сохранения на территории США
культурных традиций народов России.
Михаил Галкин, главный продюсер Фестиваля
Михаил Галкин: - Я художественный руководитель "Театра Хаверим", который мы с группой профессиональных актеров, служивших в российских театрах, а
ныне живущих в Америке, создали в 2007
году. «Театр Хаверим» за годы своего существования создал три спектакля, каждый
из которых имел большой зрительский успех, собирая аншлаги. Спектакль «Ктуба
или Свидетельство о браке» в постановке Виктора Топаллера помимо успеха в
Нью-Йорке был восторженно принят в
Филадельфии, Чикаго и Фейэр Лоне.
Засл. арт. России Светлана Кифа, Лев Котляр. "Играем Чехова". Театр Хаверим.
А последняя работа «Играем Чехова», премьера
которого состоялась в 2011 году на Офф-Офф-Бродвей, прошел с таким успехом в
Манхеттене, что был признан Best Bet месяца журналом Time Out NY и вызвал
большой интерес у англоязычной публики, т.к. игрался с английскими субтитрами.
И это немудрено, т.к. эту постановку
осуществил звездный ансамбль, начиная от знаменитого Гари Черняховского,
многолетнего режиссера театра им.
Вахтангова до участвующего в спектакле клезмерского ансамбля.
- Как возникла идея фестиваля? Все знают, что в
русскоязычной общине кипит театральная жизнь. И для проведения фестиваля важны
три момента: инициатива, опыт и финансирование. Как вы собрали все эти три луча
в единый фокус?
Игорь Бабошкин: Инициатива пришла из Координационного совета,
многие участники которого в той или иной мере соприкасаются с театральными
коллективами, действующими в США. Это и Вашингтон, и Хьюстон, и Майами, и Сан
Франциско . Пожалуй легче назвать города, где нет любительских русских театров.
В Вашингтоне,
например, в этом году при поддержке Координационного совета с большим успехом прошел Третий фестиваль
детских театров, где были представлены театры не только из США, но и из Канады.
Так что опыта нам не занимать. Ну,
а финансированием мы обязаны в первую очередь Генконсульству РФ в Нью-Йорке и
лично Генеральному Консулу Игорю Леонидовичу Голубовскому, которые спонсировали аренду
помещения для театра.
Михаил Галкин: Идея проведения Фестиваля Русских театров
носилась в воздухе. Тем более в таком театральном городе, как Нью-Йорк.
Необходимые первые два момента ( инициатива и опыт) были в достатке, и как
только появилось финансирование, так и
было принято решение провести 1-й подобный Фестиваль русских театров в Америке
и положить начало, надеюсь, регулярной традиции.
- Есть ли у Фестиваля какие-то сформулированные задачи?
Михаил Галкин: Фестиваль даст возможность познакомиться с
русскоязычными драматическими коллективами из разных частей Америки,
объединенными традициями и школами российской театральной культуры, а также
позволит оценить качественный и количественный масштаб этого бескорыстного
движения не мыслящих себя вне сцены людей.
Фестиваль дает возможность услышать звучание русского слова
на американской сцене, что чрезвычайно важно для детей и молодых людей,
выросших и воспитанных в англоязычной среде.
- На какую публику ориентируется фестиваль «РС»?
Михаил Галкин: На публику, любящую театр, умеющую оценить
театральное искусство. На взыскательную нью-йоркскую публику, которая
разочарована заезжими московским антрепризами и стремящуюся увидеть тот уровень
постановок, который отвечает ее вкусам и требованиям.
- Опирались ли вы в своей работе по организации фестиваля
«РС» на какой-нибудь образец?
Михаил Галкин: В Нью-Йорке проходит множество театральных
фестивалей разного уровня и значимости, один из самых известных NY Fringe, на
который наш спектакль "Играем Чехова" был приглашен в прошлом году. Все они
стараются знакомить зрителей с разнообразными коллективами со всех уголков мира
и не устраивают конкурсы и соревнование между театрами. Эту модель мы приняли
за основу. Но условия участия на этих фестивалях предполагают спринтерскую
программу, когда между спектаклями идущими в один день остается по полчаса,
совсем недостаточное время на полноценную подготовку, установку декораций,
грима и т.д. Это приводит к тому, что в таких фестивалях участвуют либо моно,
либо спектакли с малым составом с ограниченными декорациями, что его сильно
обедняет. Именно по этой причине мы отказались от приглашения на участие в Fringe NY, несмотря на его
престижность. Нам ближе модель Lincoln Center Festival, когда идут полноценные спектакли или даже шоу, и
театры работают в привычной им манере, спокойно и без спешки.
- Фестиваль будет проходить в Ист-Вилледже. На 4-й улице,
неподалеку от знаменитого театра La Mama. Это место образовалось случайно
(сроки, арендная плата) или за этим стоит какая-то позиция?
Игорь Бабошкин:
Тут сыграли свою роль две вещи: разумная арендная плата и возможности
использования помещения театра на протяжении нескольких дней по собственному
усмотрению, что называется «без присмотра».
Михаил Галкин: Выбор абсолютно не случаен. Фестиваль будет проходить в Connelly
Theater, одном из популярнейших Офф-офф-Бродвейских театров на Ист-Сайде
Нью-Йорка, расположенном в историческом здании 19-го века. Театр был открыт
после серьезной реконструкции в 1997 году и представляет собой бывший мини
оперный театр с высокой сценой и декоративным арочным порталом, украшенным
гипсовыми барельефами. В нем прекрасная акустика и очень удобные условия для
работы. Недаром этот театр так востребован, в нем проходят мюзиклы,
оперы и многие театральные Фестивали. Попасть в него и арендовать его
очень непросто. Но нам повезло найти устраивающие нас сроки.
-Были ли какие-то критерии, по которым отбирали участников
фестиваля «РС»?
Михаил Галкин: Прежде всего было желание собрать как можно
больше русскоязычных театров со всей Америки, дать им возможность представить
свои работы взыскательной нью-йоркской публике, познакомиться с коллегами,
обменяться опытом и обсудить новые
планы. Конечно же уровень спектаклей должен соответствовать профессиональным
требованиям, но искренняя самоотдача и самопожертвование людей, занятых
таким далеко не коммерческим занятием,
как театр, имеет право быть вознагражденным зрительским вниманием и быть
представленными на большой сцене. И надо
отметить, что очень интересные спектакли поставлены в Чикаго (Тет-а-Тет Театр),
Бостоне (Арлекин Театр), Майами (Театр
Солнце) и Филадельфии.
- Чего каждый из организаторов ждет от этих трех-четырех
дней?
Михаил Галкин: Мы ждем зрителей, общения с коллегами и
надеемся, что 1-й Фестиваль положит начало традиции и станет регулярным, что
появится возможность участия значительно большего количества театров. И что
каждый год зрители далеко на подступах к театру будут спрашивать лишние билеты
на спектакли Фестиваля.
Вопрос к М.Галкину: вы продюсировали спектакль «Играем
Чехова», о котором я слышала только восторженные отзывы. Не будем раскрывать
театральные секреты, оставим профессионалам их тайны, но как вы решились на
подобный эксперимент? Добрая старая классика – всегда опасно... Я знаю, что
ставил спектакль необычно талантливый и глубокий режиссер – Гари Черняховский.
Мне Эрик Зорин рассказывал о нем...
Засл. арт. России Эрнст Зорин, засл. арт. России Светлана Кифа, Лев Котляр. "Играем Чехова". Театр Хаверим.
Михаил Галкин: Я не вижу
никакой опасности в обращении к классике. Чехов есть Чехов, и он до сих
пор не менее привлекателен для зрителей
нежели новомодные пьесы. Тем более,
когда создавал спектакль такой блестящий коллектив, как удивительный режиссер Гари Черняховский, поставивший
множество спектаклей в Театре им. Вахтангова, очень тонко чувствующий жанр
комедии, как художник-постановщик Семен Пастух, двукратный лауреат Золотой
Маски, как художник по костюмам Галина Соловьева, много лет проработавшая в
Театре им. Кирова и конечно великолепный актерский состав, украсивший бы любой
московский театр - вахтанговец, засл. артист
России Эрнст Зорин, засл. артистка России Светлана Кифа, лауреат Международных
конкурсов Лев Котляр, засл. артист Украины Александр Кузьменков и участвующий в
спектакле и украшающий его клезмерский ансамбль. И наши ожидания оправдались,
спектакль был встречен действительно восторженно, к чему еще у зрителей прибавилось чувство приятного
удивления: как здесь могла быть осуществлена подобная постановка. И что самое
приятное, что никто не сравнивал наш
спектакль и наших актеров со всем известным фильмом «Медведь» и великолепными
Андровской и Жаровым в нем. Вот это опасение существовало, но оно не
оправдалось за счет самобытности, оригинальности спектакля, нового прочтения
чеховских комедий и конечно же блестящей актерской игры.
Вопрос к Ирине Волкович: «Темные аллеи»... Бунин.. Сколько
лет вы его играете? Похоже, что эта постановка, как редкое вино или живописный
шедевр, только набирает и набирает «букет». Как вы думаете, за счет чего
подобный процесс происходит?
Ирина Волкович - арт-директор Фестиваля
Ирина Волкович: Спасибо за этот вопрос. Да, с первой
постановки спектакля в 2004 году прошло уже много лет, мы сыграли его десятки
раз при полных залах. Почему спектакль живет? Что в нем такого, что делает его
столь притягательным для публики? Жизнь Бунина… Сложная, во многом
трагическая, полная труда, любви, ненависти, ошибок, измен. О Бунине можно
говорить без конца: о необыкновенном его мужском обаянии и артистизме, о
его больших человеческих слабостях и о великом писательском даре, который
бережно и целомудренно пронес он через всю жизнь.
«Когда я смотрел на
И.А., слушал или говорил с ним у меня всегда возникало одно и то же щемящее
чувство, что надо бы на него насмотреться, надо бы его наслушаться, надо
бы с ним наговориться, потому, что он был одним из последних лучей
какого-то чудного русского дня…» сказал о Бунине писатель Георгий
Адамович. Вот об этом наш спектакль, о жизни и любви писателя, о страсти,
о случайности встречи и закономерности расплаты за счастье, о "солнечном
ударе", которое ни жизнь, ни человеческая личность не в состоянии вместить
и о таком простом и бесконечно разделенном: о женщине и мужчине. В
спектакле звучит Нобелевская речь Бунина, слова которой потрясают своей
простотой и драматизмом. Много документальных кадров и последняя моя находка, очень
старые кадры: Бунин в Нобелевские дни в Стокгольме.
- Актеры – то особая человеческая разновидность. Вы с этими людьми общаетесь годы и годы. Что вы можете сказать, как они адаптируются/адаптировались к новым условиям. Некоторые ведь приехали довольно давно. Мне кажется, что театральный фестиваль «Русская сцена» кроме общих задач, может принести что-то очень позитивное в жизнь его участников. Получат ли актеры гонорары?
Михаил Галкин: Вы правы, актеры действительно особая разновидность людей и они не могут без сцены, как без воздуха и пищи. Чем бы другим они не пытались заниматься, актерская энергия рвется наружу и требует выхода и воплощения. Если этого не происходит - они страдают. И они готовы на любую творческую работу, мелкие роли, рекламные ролики, бесплатное участие....
Но как только появляется возможность участвовать в профессиональной работе, попасть в привычную театральную атмосферу, живущие здесь актеры загораются и работают с такой отдачей и так блестяще, что приходится только сожалеть, что бродвейская публика не имеет возможности увидеть их работы. Хотя, мы стараемся играть наши спектакли с английскими субтитрами, что дает возможность привлекать и американскую публику. И наша главная задача, как организаторов и постановщиков, предоставлять нашим актерам возможность играть и это огромное удовольствие, когда ты можешь видеть результаты своего дела и счастливые лица актеров, купающихся в аплодисментах. И конечно же актеры получают гонорары, во всяком случае в нашем театре. Гонорары во многом зависят от продажи билетов и мы, в этом плане, очень рассчитываем на поддержку зрителей.
- Русская публика – очень отзывчивая и знающая.
Благодарная. Фестиваль «Русская сцена» - своеобразный подарок любителям театра.
Не хотели бы вы сказать своим зрителям несколько слов?
Михаил Галкин: Я хочу поблагодарить нью-йоркскую публику за
ее любовь к театру, за ее тонкий вкус, за умение отличать настоящий театр от
коммерческой мишуры, за поддержку, без которой немыслим успех. И пригласить
всех ценителей театра на наш Фестиваль с обещанием не разочаровать и доставить
удовольствие от представленных спектаклей.
220 East 4th Street
New York, NY 10009
Between Avenue A and B, F train to 2nd Ave
Справки: +1-718.312.8861
No comments:
Post a Comment