Monday, June 10, 2013

Russian Stage, New York First Internati0nal Theatrical Festival/ June 14 - 16.


Наташа Шарымова
ГУЛ ЗАТИХ. Я ВЫШЕЛ НА ПОДМОСТКИ.
14 июня в Нью-Йорке открывается Первый  Нью-Йорский Международный Театральный Фестиваль «Русская сцена», посвященный 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского.
Организаторов фестиваля трое: Игорь Бабошкин - генеральный директор, Михаил Галкин, главный продюсер, Ирина Волкович - арт-директор. Все они люди чрезвычайно занятые, поэтому я вступила с ними в оживленную переписку по поводу предстоящих событий, и теперь предлагаю вам результат нашего эпистолярного общения.
- Этой весной и в начале лета на Нью-Йорк обрушилось несколько крупномасштабных русских мероприятий: участие в книжной ярмарке, кинофестиваль в БАМе и ваш театральный фестиваль  «Русская сцена», не говоря уж о выставках в МORa и в Elena Ab Gallery Tribeca, инициативе «Сreative Diaspora». Часть этого потока поддерживают российские власти, часть – деятельность частных лиц. Часть – «made in Russia», часть – from USA. Как вы считаете, чем вызвано подобное оживление?
Игорь Бабошкин: Я думаю, что секрета здесь никакого нет. За последнюю сотню лет прошло несколько волн  эмиграции  в США,  которые принесли с собой самые разные  культурные слои населения.  Кроме того, в последние годы,   в том числе благодаря   средствам связи - и  Интернету, и  телевидению  появилась возможность общения и более быстрого двустороннего обмена информацией.
Если раньше о культурных событиях можно было узнать только из газет, а найти партнеров для создания театрального представления только из круга друзей, то сегодня возможности интернета позволяют мгновенно узнавать о событиях, видеть все это в разных частях  планеты и собирать труппу, не выходя из дома.  То на что раньше требовались месяцы переписок теперь решается почти мгновенно.

- Расскажите немного о себе. 
 Игорь Бабошкин - генеральный директор Фестиваля
Игорь Бабошкин: - Я представляю Координационный совет соотечественников Америки. В прошлом году на Форуме в Майями был переизбран председателем на очередной срок.  Координационный совет соотечественников в США (КСС) был сформирован на Первом Форуме соотечественников в Вашингтоне в 2006 году. Это неформальное объединение общественных организаций США.
Основными задачами Совета являются налаживание устойчивых взаимоотношений между объединениями русской диаспоры в США, разработка и поддержка инициатив соотечественников в сферах культуры, образования, социальных проектов, обеспечение их общения и взаимодействия.  Координационный совет соотечественников  готов к сотрудничеству со всеми заинтересованными лицами и организациями желающими участвовать в сохранения на территории США культурных традиций народов России.

Михаил Галкин, главный продюсер Фестиваля
Михаил Галкин: - Я художественный руководитель "Театра Хаверим", который мы с группой профессиональных  актеров, служивших в российских театрах, а ныне живущих в  Америке, создали в 2007 году. «Театр Хаверим» за годы своего существования создал три спектакля, каждый из которых имел большой зрительский успех, собирая аншлаги. Спектакль «Ктуба или Свидетельство о браке» в постановке Виктора Топаллера помимо успеха в Нью-Йорке  был восторженно принят в Филадельфии, Чикаго и Фейэр Лоне.
Засл. арт. России Светлана Кифа, Лев Котляр. "Играем Чехова".  Театр Хаверим.
А последняя работа «Играем Чехова», премьера которого состоялась в 2011 году на Офф-Офф-Бродвей, прошел с таким успехом в Манхеттене, что был признан Best Bet месяца журналом Time Out NY и вызвал большой интерес у англоязычной публики, т.к. игрался с английскими субтитрами. И это немудрено, т.к. эту  постановку осуществил звездный ансамбль, начиная от знаменитого Гари Черняховского, многолетнего режиссера  театра им. Вахтангова до участвующего в спектакле клезмерского ансамбля.

- Как возникла идея фестиваля? Все знают, что в русскоязычной общине кипит театральная жизнь. И для проведения фестиваля важны три момента: инициатива, опыт и финансирование. Как вы собрали все эти три луча в единый фокус?
Игорь Бабошкин: Инициатива пришла из Координационного совета, многие участники которого в той или иной мере соприкасаются с театральными коллективами, действующими в США. Это и Вашингтон, и Хьюстон, и Майами, и Сан Франциско . Пожалуй легче назвать города, где нет любительских русских театров.
 В Вашингтоне, например, в этом году при поддержке Координационного совета  с большим успехом прошел Третий фестиваль детских театров, где были представлены театры не только из США, но и из Канады. Так что опыта нам не занимать. Ну, а финансированием мы обязаны в первую очередь Генконсульству РФ в Нью-Йорке и лично Генеральному Консулу Игорю Леонидовичу Голубовскому, которые спонсировали аренду помещения для театра.
Михаил Галкин: Идея проведения Фестиваля Русских театров носилась в воздухе. Тем более в таком театральном городе, как Нью-Йорк. Необходимые первые два момента ( инициатива и опыт) были в достатке, и как только появилось  финансирование, так и было принято решение провести 1-й подобный Фестиваль русских театров в Америке и положить начало, надеюсь, регулярной традиции.
- Есть ли у Фестиваля какие-то сформулированные задачи?
Михаил Галкин: Фестиваль даст возможность познакомиться с русскоязычными драматическими коллективами из разных частей Америки, объединенными традициями и школами российской театральной культуры, а также позволит оценить качественный и количественный масштаб этого бескорыстного движения не мыслящих себя вне сцены людей.
Фестиваль дает возможность услышать звучание русского слова на американской сцене, что чрезвычайно важно для детей и молодых людей, выросших и воспитанных в англоязычной среде.
- На какую публику ориентируется фестиваль «РС»?
Михаил Галкин: На публику, любящую театр, умеющую оценить театральное искусство. На взыскательную нью-йоркскую публику, которая разочарована заезжими московским антрепризами и стремящуюся увидеть тот уровень постановок, который отвечает ее вкусам и требованиям.
- Опирались ли вы в своей работе по организации фестиваля «РС» на какой-нибудь образец?
Михаил Галкин: В Нью-Йорке проходит множество театральных фестивалей разного уровня и значимости, один из самых известных NY Fringe, на который наш спектакль "Играем Чехова" был приглашен в прошлом году. Все они стараются знакомить зрителей с разнообразными коллективами со всех уголков мира и не устраивают конкурсы и соревнование между театрами. Эту модель мы приняли за основу. Но условия участия на этих фестивалях предполагают спринтерскую программу, когда между спектаклями идущими в один день остается по полчаса, совсем недостаточное время на полноценную подготовку, установку декораций, грима и т.д. Это приводит к тому, что в таких фестивалях участвуют либо моно, либо спектакли с малым составом с ограниченными декорациями, что его сильно обедняет. Именно по этой причине мы отказались от приглашения на  участие в Fringe NY, несмотря на его престижность. Нам ближе модель Lincoln Center Festival, когда  идут полноценные спектакли или даже шоу, и театры работают в привычной им манере, спокойно и без спешки.

- Фестиваль будет проходить в Ист-Вилледже. На 4-й улице, неподалеку от знаменитого театра La Mama. Это место образовалось случайно (сроки, арендная плата) или за этим стоит какая-то позиция?



Игорь Бабошкин: Тут сыграли свою роль две вещи: разумная арендная плата и возможности использования помещения театра на протяжении нескольких дней по собственному усмотрению, что называется «без присмотра».
 Михаил Галкин: Выбор абсолютно не случаен. Фестиваль будет проходить в Connelly Theater, одном  из популярнейших Офф-офф-Бродвейских театров на Ист-Сайде Нью-Йорка, расположенном в историческом здании 19-го века. Театр был открыт после серьезной реконструкции в 1997 году и представляет собой бывший мини оперный театр с высокой сценой и декоративным арочным порталом, украшенным гипсовыми барельефами. В нем прекрасная акустика и очень удобные условия для работы.  Недаром этот театр так востребован, в нем  проходят мюзиклы, оперы и  многие театральные Фестивали. Попасть в него и арендовать его очень непросто. Но нам повезло найти устраивающие нас сроки.
-Были ли какие-то критерии, по которым отбирали участников фестиваля «РС»?
Михаил Галкин: Прежде всего было желание собрать как можно больше русскоязычных театров со всей Америки, дать им возможность представить свои работы взыскательной нью-йоркской публике, познакомиться с коллегами, обменяться опытом и  обсудить новые планы. Конечно же уровень спектаклей должен соответствовать профессиональным требованиям, но искренняя самоотдача и самопожертвование людей, занятых таким  далеко не коммерческим занятием, как театр, имеет право быть вознагражденным зрительским вниманием и быть представленными на большой сцене.  И надо отметить, что очень интересные спектакли поставлены в Чикаго (Тет-а-Тет Театр), Бостоне (Арлекин Театр),  Майами (Театр Солнце) и Филадельфии.

- Чего каждый из организаторов ждет от этих трех-четырех дней?
Михаил Галкин: Мы ждем зрителей, общения с коллегами и надеемся, что 1-й Фестиваль положит начало традиции и станет регулярным, что появится возможность участия значительно большего количества театров. И что каждый год зрители далеко на подступах к театру будут спрашивать лишние билеты на спектакли  Фестиваля.

Вопрос к М.Галкину: вы продюсировали спектакль «Играем Чехова», о котором я слышала только восторженные отзывы. Не будем раскрывать театральные секреты, оставим профессионалам их тайны, но как вы решились на подобный эксперимент? Добрая старая классика – всегда опасно... Я знаю, что ставил спектакль необычно талантливый и глубокий режиссер – Гари Черняховский. Мне Эрик Зорин рассказывал о нем...
Засл. арт. России Эрнст Зорин, засл. арт. России Светлана Кифа, Лев Котляр. "Играем Чехова". Театр Хаверим.
Михаил Галкин: Я не вижу  никакой опасности в обращении к классике. Чехов есть Чехов, и он до сих пор не менее  привлекателен для зрителей нежели  новомодные пьесы. Тем более, когда создавал спектакль такой блестящий коллектив,  как удивительный  режиссер Гари Черняховский, поставивший множество спектаклей в Театре им. Вахтангова, очень тонко чувствующий жанр комедии, как художник-постановщик Семен Пастух, двукратный лауреат Золотой Маски, как художник по костюмам Галина Соловьева, много лет проработавшая в Театре им. Кирова и конечно великолепный актерский состав, украсивший бы любой московский театр - вахтанговец, засл. артист России Эрнст Зорин, засл. артистка России Светлана Кифа, лауреат Международных конкурсов Лев Котляр, засл. артист Украины Александр Кузьменков и участвующий в спектакле и украшающий его клезмерский ансамбль. И наши ожидания оправдались, спектакль был встречен действительно восторженно, к чему еще  у зрителей прибавилось чувство приятного удивления: как здесь могла быть осуществлена подобная постановка. И что самое приятное, что никто не  сравнивал наш спектакль и наших актеров со всем известным фильмом «Медведь» и великолепными Андровской и Жаровым в нем. Вот это опасение существовало, но оно не оправдалось за счет самобытности, оригинальности спектакля, нового прочтения чеховских комедий и конечно же блестящей актерской игры.  

Вопрос к Ирине Волкович: «Темные аллеи»... Бунин.. Сколько лет вы его играете? Похоже, что эта постановка, как редкое вино или живописный шедевр, только набирает и набирает «букет». Как вы думаете, за счет чего подобный процесс происходит?

 Ирина Волкович - арт-директор Фестиваля
Ирина Волкович: Спасибо за этот вопрос.  Да, с первой постановки спектакля в 2004 году прошло уже много лет, мы сыграли его десятки раз при полных залах. Почему спектакль живет? Что в нем такого, что делает его столь притягательным для публики?  Жизнь Бунина… Сложная, во многом трагическая, полная труда, любви, ненависти, ошибок, измен. О Бунине можно говорить без конца: о необыкновенном его мужском обаянии и  артистизме, о его больших человеческих слабостях и о великом писательском даре,  который бережно и целомудренно пронес он через всю жизнь.

«Когда я смотрел на И.А., слушал или говорил с ним у меня всегда возникало одно и то же щемящее чувство, что надо бы на него насмотреться,  надо бы его наслушаться, надо бы с ним наговориться,  потому, что он был одним из последних лучей какого-то чудного русского дня…» сказал о Бунине писатель Георгий Адамович.  Вот об этом наш спектакль, о жизни и любви писателя, о страсти, о случайности встречи и закономерности расплаты за счастье, о "солнечном ударе", которое ни жизнь, ни человеческая личность не в состоянии вместить и о таком простом и  бесконечно разделенном: о женщине и мужчине. В спектакле звучит Нобелевская речь Бунина, слова которой потрясают своей простотой и драматизмом. Много документальных кадров и последняя моя находка, очень старые кадры: Бунин в Нобелевские дни в Стокгольме.

- Актеры – то особая человеческая разновидность. Вы с этими людьми общаетесь годы и годы. Что вы можете сказать, как они адаптируются/адаптировались к новым условиям. Некоторые ведь приехали довольно давно. Мне кажется, что театральный фестиваль «Русская сцена» кроме общих задач, может принести что-то очень позитивное в жизнь его участников. Получат ли актеры гонорары?

Михаил Галкин: Вы правы, актеры действительно особая разновидность людей и они не могут без сцены, как без воздуха и пищи. Чем бы другим они не пытались заниматься, актерская энергия рвется наружу и требует выхода и воплощения. Если этого не происходит - они страдают. И они готовы на любую творческую работу, мелкие роли, рекламные ролики, бесплатное участие....
Но как только появляется возможность участвовать в профессиональной работе, попасть в привычную театральную атмосферу, живущие здесь  актеры загораются и работают с такой отдачей и так блестяще, что приходится только сожалеть, что бродвейская публика не имеет возможности увидеть их работы. Хотя, мы стараемся играть наши спектакли с английскими субтитрами, что дает возможность привлекать и американскую публику. И наша главная задача, как организаторов и постановщиков, предоставлять нашим актерам возможность играть и это огромное удовольствие, когда ты можешь видеть результаты своего дела и счастливые лица актеров, купающихся в аплодисментах. И конечно же актеры получают гонорары, во всяком случае в нашем театре. Гонорары во многом зависят от продажи билетов и мы, в этом плане, очень  рассчитываем  на поддержку зрителей.

- Русская публика – очень отзывчивая и знающая. Благодарная. Фестиваль «Русская сцена» - своеобразный подарок любителям театра. Не хотели бы вы сказать своим зрителям несколько слов?
Михаил Галкин: Я хочу поблагодарить нью-йоркскую публику за ее любовь к театру, за ее тонкий вкус, за умение отличать настоящий театр от коммерческой мишуры, за поддержку, без которой немыслим успех. И пригласить всех ценителей театра на наш Фестиваль с обещанием не разочаровать и доставить удовольствие от представленных спектаклей.
220 East 4th Street

New York, NY 10009
Between Avenue A and B, F train to 2nd Ave
Справки: +1-718.312.8861





No comments:

Post a Comment