Tuesday, June 5, 2012

Experimental Art of Russian Children's Books 1899 -1939. Bookexpo 2012, New York


Наташа Шарымова

Владимир Семенихин: Интернет книгу не съест


На выставку Experimental Art of Russian Children's Books 1899 -1939, я шла без особых надежд;: Bookexpo, Россия - почетный гость, официоз. Хотя место вполне приемлемое - "Трайбека", чуть ниже. Развивающееся. Помещение  - с иголочки, большое выставочное пространство. У самого входа в галерею я встретила стайку российских писателей-звезд от сосредоточенного Сергея Лукьяненко до улыбающегося Быкова, в стильной камуфляжной форме ( даром, что ли я в прошлой статье упоминала десант!) и Ларису Фрумкину, экскурсовода Музея Метрополитен, коллекционирующую детские книги прошлого века.
-О-о, - подумала я, - однако, какие люди!
И действительно, "мероприятие" оказалось уникальным: и дело не в том, что устроители привезли в Нью-Йорк "книги будущего", созданные детьми от 3 до 16 лет, и не в том, что выставлен редкий экспонат - "Азбука" с рисунками Владимира Лебедева(1925), и не в том, что исторические детские иллюстрированные книги были найдены в знаменитой частной коллекции Нью-Йорка.

Сюрпризом этой выставки - для меня - оказался ее куратор Владимир Семенихин, дизайнер по профессии, и страстный любитель детской иллюстрации. Он - основал в Москве дизайн-студии "Самолет", которая издала научно-исследовательский проект: «История иллюстрированных детски книг России, 1881-1939". Два тома, 1800 репродукций, много-много страниц, перевод на английский, обширный научный аппарат, 190 кратких биографий художников и словарь.

Я уже давно доверяю только своему физиогномическому чутью и своему спонтанному, нутряному "сканированию" body language окружающих меня живых существ, и Владимир Семенихин показался мне человеком чутким, не открытым, образованный, увлекающимся и трудоголиком. А главное, я почувствовала в нем "drive", очень редкое, по нашим расслабленным временам, качество. Ясно, выставка Experimental Art of Russian Children's Books 1899 -1939, создана пассионарной личностью, энергичной и целеустремленной. При общем пофигизме и погоне за длинным рублем по обе сторны океана, затянувшемся кризисе и "трудном детстве" у каждого в прошлом, - импульсивный идеализм как-то хочется рассматривать в качестве торжествующей добродетели.

Да, он собрал на выставке крупные имена: Александр Бенуа, Иван Билибин, Кузьма Петров-Водкин, Натан Альтман, Владимир Лебедев, Владимир Конашевич.

Да, он представил мировые достижения конструктивистов, оформленные ими детские книги 1920-х годов со стихами С. Маршака, Д. Хармса, В. Маяковского. Художники: В. Лебедев, В. Ермолаева, Лариса Попова, сестры Чичаговы и др. ушли от стандартов в детской иллюстрации — от сладких кукольных головок в цветах и кокошниках. На страницах появились ритм и скорость, машины и самолеты, строгие юноши и девушки-спортсменки. Эти художники любили яркий акцентированный шрифт, игру с ним, писание текстов от руки, фотомонтаж и необычные композиции. 

Есть еще коллекция онлайн - "Редкие детские книги" и газету "Пионерская правда" (1925-1929), которую я не посмотрела - успеется. Она доступна: http://online.rgdb.ru.

Да, и Владимир Семенихин все это сделал, и все же, что-то мне подсказывает, что он "выступает не соло", а работает в команде. Только вот у выставки нет ни пресс-релиза, ни списка экспонатов с атрибуцией, ни перечня людей, занятых организации и проведением выставки. А ведь о том, что Россия будет почетным гостем Bookexpo 2012 объявили год назад!

Чтобы рассеять неясности, я обратилась прямо к куратору, который то увлеченно рассказывал о будущем книгоиздательства нью-йоркскому кинокритику Олегу Сулькину, то давал шепотом какие-то разъяснения высокому начальству.

- Как вы подбирали экспозицию? - задала я свой первый незатейливый вопрос.
- Абсолютно интуитивно. Я получил размеры зала, увидел пространство и начал его формировать, ориентируясь на те произведения, которые помогают понять эпоху. У нас выставлены вещи, которые создавались академическими художниками, и вещи, которые создавались художниками - экспериментаторами - Л. Лисицким, Г. Клуцисом.
Высота зала - примерно три метра. И в верхней части присутствует один стиль, в нижней - другой. Я экспериментировал с работами. Если работы идентичные - будет скучно, а если  противопоставлять работы, то можно вызвать вопросы: как это сделано,  почему это сочетается, почему так выразительно... Посмотрите на выставку: пятна, линии, насыщенность, чередования - я все учитывал и подбирал. Здесь есть работы прошлого, настоящего и работы детей, создавших книги будущего.

- Как получилось, что в экспозиции присутствует анонимность, нет необходимых подписей, и непонятно, где и кто. В каталоге есть только коротенькие пояснения.
- Конечно, всему виной - организационная суета. Исправим.

- Очень жалко, что такая уникальная выставка работает всего три дня. В нашем городе одних художников то ли десять тысяч, то ли сто, любителей прекрасного - тысячи - посмотрите на очереди в музеи. "Дягилевская эстетика" (Билибин, Бенуа) и конструктивизм никогда не выходил из моды в Нью-Йорке, так что - потенциально - для такой выставки публика есть. Кроме того, критики почти никогда не ходят на вернисаж, если выставка проходит меньше двух недель. Вот это обстоятельство повергает меня в основательную грусть...
- Я привез выставку, которую делал почти десять лет. Все же удивительно, что Федеральное агентство печати включило эту выставку в Bookexpo. Может быть, эта выставка для меня - только эскиз того, что есть у меня в планах для показа в Америке. В 50 раз больше и интереснее.

- Ваша выставка весьма комплиментарная по отношению к России, а здесь, я думаю, в угоду определенным политическим кругам, Россию стараются показывать в негативном, "чернушном" варианте. Я сейчас не касаюсь вопроса о том, во что сейчас превратились российские властные структуры. Так что готовьтесь с преодолению трудностей.
- Люди, которые формируют "чернушный образ" - не вечны. Это конъюнктура и тупик. В этом нет будущего.

- Что за студия, дети которой принимают участие в выставке?

- Это школа-студия "ЭДАС", руководитель - Владислав Кирпичев. На выставке - малая толика работ, по одному листу из восьми программ, а таких программ - около пятисот. Мы собираемся создать издательство "Кирпич - Самолет". Следите за нами!


- Как куратор выставки, что вы считаете самым интересным?
 - То, что возникает в процессе просмотра. Самое интересное рождается тогда, когда вы  приходите сюда. У творческих людей сразу возникают желания. Это выставка желаний. Я бросаю камень в воду, и круги расходятся. Художник, преподаватель, родитель, издатель могут придти на нашу выставку в спокойном состоянии, но, в процессе просмотра экспозиции, у них может возникнуть желание творить. То и есть самая главная задача выставки. Всеми этими работами я создаю движение, желание.
   Нельзя отметить одну работу, или две. Вы можете проверить на себе: вот в следующем году будет юбилей Сент-Экзюпери или Малевича, вы можете подумать, а не пора ли нарисовать/издать новые иллюстрации к "Маленькому принцу"или создать новый "Черный квадрат". Моя задача, возможно, и состоит в том, чтобы появлялось больше книг, чтобы издатели не жаловались, что "книгу съедает Интернет", что книга уходит. Меня Интернет не пугает: хорошая книга, с хорошими иллюстрациями, хорошо изданная всегда будет востребована.

У выхода я снова столкнулась с Ларисой Фрумкиной:
- Ну, как?
- Достойно, вполне достойно. А Лебедев - вообще - редкость.

                                                                                                                             Photo by N.Sharymova

No comments:

Post a Comment