Friday, June 8, 2012

BookExpo - 2012


Владимир Семенихин: «Интернет книгу не съест!»

На выставку «Experimental Art of Russian Children’s Books, 1899 -1939» я шла без особых надежд: Bookexpo, Россия – почетный гость, официоз.

Но «мероприятие» оказалось уникальным – и дело не в том, что в экспозиции присутствует редкий экспонат – «Азбука» с рисунками Владимира Лебедева (1925), и не в том, что детские книги прошлого века были найдены в частной коллекции Нью-Йорка.
Сюрпризом этой выставки – для меня – оказался ее куратор Владимир Семенихин, дизайнер, страстный любитель детской иллюстрации. Он основал в Москве дизайн-студию «Самолет», которая издала монографию «История иллюстрированных детских книг России, 1881-1939». Два тома, 1800 репродукций, обширный справочный аппарат, 190 кратких биографий и словарь.
Я почувствовала во Владимире Семенихине «drive», очень редкое, по нашим расслабленным временам, качество. Ясно, что выставка «Experimental Art of Russian Children’s Books» создана пассионарной личностью, энергичной и целеустремленной. При общем «пофигизме» импульсивный идеализм хочется рассматривать как непреложную добродетель.
Да, он собрал имена: Бенуа, Билибин, Петров-Водкин, Альтман, Конашевич.
Да, он представил оформленные конструктивистами детские книги 1920-х годов со стихами  Маршака, Хармса, Маяковского. Художники Лебедев, Ермолаева, сестры Чичаговы и другие ушли от сладких кукольных головок. На страницах появились ритм и скорость, машины и самолеты, строгие юноши и девушки-спортсменки, яркий акцентированный шрифт, писание текстов от руки, фотомонтаж и необычные композиции.
Есть еще в экспозиции коллекция онлайн – «Редкие детские книги» и газета «Пионерская правда» – http://online.rgdb.ru.
Да, и Владимир Семенихин все это сделал, но что-то мне подсказывает, что он «выступает не соло», а работает в команде, однако пресс-релиза нет, нет и списка людей, занятых организацией и проведением выставки.
Чтобы рассеять неясности, я обратилась к куратору.
- Как вы подбирали экспозицию?
- Абсолютно интуитивно. Я получил размеры зала, увидел пространство и начал его формировать, ориентируясь на произведения, которые помогают понять эпоху. У нас выставлены вещи, которые создавались «академиками», и вещи, которые создавались экспериментаторами – Лисицким, Клуцисом. В верхней части экспозиции представлен один стиль, в нижней – другой. Если работы идентичные – будет скучно, а если их противопоставлять, можно вызвать вопросы: как это сделано, почему это сочетается, почему так выразительно… Посмотрите на выставку: пятна, линии, насыщенность, чередования… Здесь есть работы прошлого, настоящего и работы детей, создавших книги будущего.
- Как получилось, что в экспозиции присутствует анонимность – непонятно, кто и где. В каталоге есть только коротенькие пояснения.
- Конечно, всему виной – организационная суета. Исправим.
- Жаль, что такая выставка работает всего три дня. В нашем городе одних художников – то ли десять тысяч, то ли сто, а любителей прекрасного – тысячи. «Дягилевская эстетика» (Билибин, Бенуа) и конструктивизм никогда не выходили из моды в Нью-Йорке, так что для такой выставки публика есть.
- Знаете, удивительно, что Федеральное агентство печати вообще включило эту выставку в Bookexpo.
- Что это за студия, дети которой принимают участие в выставке?
- Это «ЭДАС», руководитель – Владислав Кирпичев. На выставке – малая толика работ, по одному листу из восьми программ, а у них таких программ – около пятисот.
- Как вы полагаете, что здесь самое интересное?
- То, что возникает в процессе просмотра. То, что рождается, когда вы приходите сюда. У творческих людей сразу возникают желания. Это выставка желаний. Я бросаю камень в воду, и расходятся круги. Это и есть самая главная задача выставки.
   Нельзя отметить одну работу или две. Моя задача, возможно, и состоит в том, чтобы появлялось больше книг, чтобы издатели не жаловались, что «Интернет съедает книгу», что книга уходит. Меня Интернет не пугает: хорошая книга – с хорошими иллюстрациями, хорошо изданная – всегда будет востребована.

 

No comments:

Post a Comment