Владимир Семенихин: «Интернет книгу не съест!»
На выставку «Experimental Art of Russian Children’s Books, 1899 -1939» я шла без особых надежд: Bookexpo, Россия – почетный гость, официоз.
Но «мероприятие» оказалось уникальным –
и дело не в том, что в экспозиции присутствует редкий экспонат –
«Азбука» с рисунками Владимира Лебедева (1925), и не в том, что детские
книги прошлого века были найдены в частной коллекции Нью-Йорка.
Сюрпризом этой выставки – для меня –
оказался ее куратор Владимир Семенихин, дизайнер, страстный любитель
детской иллюстрации. Он основал в Москве дизайн-студию «Самолет»,
которая издала монографию «История иллюстрированных детских книг России,
1881-1939». Два тома, 1800 репродукций, обширный справочный аппарат,
190 кратких биографий и словарь.
Я почувствовала во Владимире
Семенихине «drive», очень редкое, по нашим расслабленным временам,
качество. Ясно, что выставка «Experimental Art of Russian Children’s
Books» создана пассионарной личностью, энергичной и целеустремленной.
При общем «пофигизме» импульсивный идеализм хочется рассматривать как
непреложную добродетель.
Да, он собрал имена: Бенуа, Билибин, Петров-Водкин, Альтман, Конашевич.
Да, он представил оформленные
конструктивистами детские книги 1920-х годов со стихами Маршака,
Хармса, Маяковского. Художники Лебедев, Ермолаева, сестры Чичаговы и
другие ушли от сладких кукольных головок. На страницах появились ритм и
скорость, машины и самолеты, строгие юноши и девушки-спортсменки, яркий
акцентированный шрифт, писание текстов от руки, фотомонтаж и необычные
композиции.
Есть еще в экспозиции коллекция онлайн – «Редкие детские книги» и газета «Пионерская правда» – http://online.rgdb.ru.
Да, и Владимир Семенихин все это
сделал, но что-то мне подсказывает, что он «выступает не соло», а
работает в команде, однако пресс-релиза нет, нет и списка людей, занятых
организацией и проведением выставки.
Чтобы рассеять неясности, я обратилась к куратору.
- Как вы подбирали экспозицию?
- Абсолютно интуитивно. Я получил
размеры зала, увидел пространство и начал его формировать, ориентируясь
на произведения, которые помогают понять эпоху. У нас выставлены вещи,
которые создавались «академиками», и вещи, которые создавались
экспериментаторами – Лисицким, Клуцисом. В верхней части экспозиции
представлен один стиль, в нижней – другой. Если работы идентичные –
будет скучно, а если их противопоставлять, можно вызвать вопросы: как
это сделано, почему это сочетается, почему так выразительно… Посмотрите
на выставку: пятна, линии, насыщенность, чередования… Здесь есть работы
прошлого, настоящего и работы детей, создавших книги будущего.
- Как получилось, что в экспозиции
присутствует анонимность – непонятно, кто и где. В каталоге есть только
коротенькие пояснения.
- Конечно, всему виной – организационная суета. Исправим.
- Жаль, что такая выставка работает
всего три дня. В нашем городе одних художников – то ли десять тысяч, то
ли сто, а любителей прекрасного – тысячи. «Дягилевская эстетика»
(Билибин, Бенуа) и конструктивизм никогда не выходили из моды в
Нью-Йорке, так что для такой выставки публика есть.
- Знаете, удивительно, что Федеральное агентство печати вообще включило эту выставку в Bookexpo.
- Что это за студия, дети которой принимают участие в выставке?
- Это «ЭДАС», руководитель – Владислав
Кирпичев. На выставке – малая толика работ, по одному листу из восьми
программ, а у них таких программ – около пятисот.
- Как вы полагаете, что здесь самое интересное?
- То, что возникает в процессе
просмотра. То, что рождается, когда вы приходите сюда. У творческих
людей сразу возникают желания. Это выставка желаний. Я бросаю камень в
воду, и расходятся круги. Это и есть самая главная задача выставки.
Нельзя отметить одну работу или
две. Моя задача, возможно, и состоит в том, чтобы появлялось больше
книг, чтобы издатели не жаловались, что «Интернет съедает книгу», что
книга уходит. Меня Интернет не пугает: хорошая книга – с хорошими
иллюстрациями, хорошо изданная – всегда будет востребована.
No comments:
Post a Comment