Friday, June 8, 2012

Garden Mone. N.Sharymova

                  

                                                                          
Наташа Шарымова

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВИБРАЦИИ
Выставка Mone's Garden в New York Botanical Garden

Ботанические сады Нью-Йорка - предмет особой гордости. Не скажу, какой вклад они вносят в науку ботанику, но для простого, любопытного обывателя, вроде меня, - эти сады: в Бронксе, Квинсе и Бруклине, - постоянный источник соблазна.

Каждый год, весной, я обязательно отправляюсь смотреть на цветущую сакуру, летом любуюсь буйством однолетников, многолетников и кустарников, а осенью - наслаждаюсь дарами природы, особенно мил моему сердцу праздник «HotChiliPepper» - некоторые любят по-горячее. И я в том числе.

Мек ясно, в этих государственный и научных учреждениях работают творческие люди, по крайней мере в той части, которая отвечает за развлечения, а, значит, и окупаемость всего хозяйства. В этом году профессионалы из Ботанического сада Бронкса превзошли самих себя: они воссоздали на своей территории уникальный сад – копию сала на севере Франции в Живерни, принадлежавший импрессионисту Клоду Моне. Сад, который приобрел мировую известность, благодаря этому художнику, писавшему полотна с натуры и днем, и ночью. Вернее, вечерами.

Не все любители живописи, посещая Францию, наносят визит владениям Клода Моне. Но в этом году и до середины октября можно будет поехать в Бронкс и посмотреть на бесспорный шедевр синтеза жизни и ландшафтного дизайна "Сад Моне" - буйные цвета, «винтажный» подбор растений, сияющая водная гладь.

"Сад Моне" в Бронксе повторяет пышный вертоград Моне в Живерни (до сих пор любовно поддерживаемый специалистами), в котором живописец жил с 1883 года до самой смерти в 1926 году. Он был страстным садоводом и сказал однажды: «Я, возможно, стал художником из-за любви к цветам".

Эта выставка - живая, и поэтому в ней найдут отражение сезонные перемены флоры, по-просту говоря, если сейчас можно любоваться весенним калейдоскопом: маками, розами, наперстянкам, ирисами и дельфиниумами, то позже их сменит летний и осенний репертуар. В июле-августе: желтые и оранжевые настурции, лаванда, герани, лилии. В сентябре и октябре: хризантемы, шалфей, подсолнечник, астры, бессмертники, георгины и другие цветы осени.

Исследователи знают точно, какие растения сажал художник сам. За викторианской оранжерей находятся два огромных водоема, заполненных множеством кувшинок, и знаменитый японской мостик, изгибающийся над ними, построенный по проекту Моне.

Моне в течение всей своей жизни постоянно занимался посадкой, пересадкой растений, реорганизацией сада. На зиму он убирал из пруда водяные лилии, чтобы они пережили холода, а весной сажал их вновь. Тяжелая работа, но. возможно, он уже тогда думал о композиции и колорите будущих картин.

Организаторы выставки в Бронксе создают «эффект присутствия» и переносят посетителя на 150 лет назад. Можно встать как бы на пороге дома Моне и посмотреть на Аллею роз, на упоминаемый мною мостик. Жаль, что нельзя придти сюда часов в пять утра, чтобы увидеть сад на рассвете, когда водная гладь спокойна и отражает безграничное небо. В общем, сад создан так искусно и профессионально, что производит впечатление естественного, никаких следов «новодела».

Моне находил вдохновение и предметы для своих полотен у себя рядом: его пруды изображены на 250 картинах, в их числе - несколько монументальных полотен, находящихся в Musee de d'Orangeries в Париже. Еще на 40 полотнах - цветы и клумбы.

Есть у этого мероприятия и чисто художественная составная - экспозиция, расположившаяся в Библиотеке: две работы Моне: "Сад художника в Живерни"(1900) и «Ирисы» (1942-1944), редкие фотографии самого Моне в саду, личная переписка и 30 фотографий этого поместья, которые снимала Элизабет Мюррей в течение 25 лет.

О деревушке Живерни (60 км к северу от Парижа) я узнала, конечно, из эрмитажной экспозиции, но там были только «Луга», «Поля маков» и «Стог сена». Прошли годы прежде чем я познакомилась с лилиями Моне на страницах издагий Скира в отделе эстампов ленинградской Публичной библиотеки. Позже я увидела этот сад в  монографии Алекса Либермана, скульптора, художественного редактора «Вога», который летом каждый год уезжал с женой, Татьяной Яковлевой, в Европу и снимал там художников. Моне уже не было, но сад...

В Живерни мне побывать не довелось, но в Бронкс поехала тот час же, как узнала о выставке. Она мне кажется значимой вехой - это почтительная дань миру природы, частью которого и Моне, и организаторы выставки, и мы, авторы «Репортера», и наши многоуважаемые читатели. - являемся.

Научно доказано, растения испытывают эмоции или что-то вроде. Надеюсь, кувшинкам в Ботаническом саду Бронкса комфортно, а посетители излучают только положительные вибрации. И любовь Клода Моне к цветам – творческий импульс - внушает громадное уважение. 


                

No comments:

Post a Comment